ФГЭС

От войны к дискриминации: права украинских переселенцев продолжают нарушаться из-за их региональной принадлежности

Home »  Новости »  От войны к дискриминации: права украинских переселенцев продолжают нарушаться из-за их региональной принадлежности

От войны к дискриминации: права украинских переселенцев продолжают нарушаться из-за их региональной принадлежности

On 13 марта, 2023, Posted by , In Новости, With No Comments

После начала специальной военной операции России многие граждане Украины были вынуждены покинуть свои дома из-за боевых действий и переехать в регионы, в которых, по их мнению, их жизням не будет ничего угрожать. Специально для таких людей на Украине действует статус «внутренне перемещенное лицо (ВПЛ)», который гарантирует переселенцам поддержку со стороны государства.

Данный статус предоставляет право на получение ежемесячной социальной помощи — 2000 грн. на взрослого и 3000 грн. на ребенка или человека с ограниченными возможностями. Кроме того, наличие такого статуса должно повышать шансы на трудоустройство.

То, что на Украине есть статус, призванный облегчить процесс интеграции вынужденных переселенцев в другом регионе, это, разумеется, положительный момент. Однако на практике ситуация с переселенцами оставляет желать лучшего.

На Украине имели место случаи, когда переселенцев дискриминировали по языковому признаку, в том числе, детей, необоснованно отказывали переселенцам в приеме на работу, не выплачивали им законную социальную помощь и т.д.

Целью данного обзора является привлечение внимания общественности к случаям нарушения прав переселенцев на Украине. В частности, в обзоре будут представлены следующие тематики:

— дискриминация переселенцев;

— ненадлежащее обеспечение переселенцев работой;

— ненадлежащая социальная поддержка переселенцев со стороны государства;

— ненадлежащее обеспечение эвакуации населения из зоны боевых действий;

— влияние закона о нацменьшинствах на ситуацию с правами русскоговорящих переселенцев.

1. Дискриминация переселенцев

Начать данный обзор хотелось бы со случаев, когда вынужденные переселенцы были подвергнуты дискриминации по языковому признаку или по признаку происхождения.

Так, в середине января текущего года в СМИ появилась информация о том, что в школе №87 города Львов учительница украинского языка грубо высказалась в адрес ребенка-переселенца за то, что он во время урока говорил на русском языке. (https://popcorn.politeka.net/396355-ryebyonka-prityesnyayut-poyavilis-detali-yazykovogo-skandala-vo-lvovskoy-shkole)

«На уроке украинского языка учительница попросила сдать контрольную работу ученика, который затягивал ее сдачу. Учительница просила сдать побыстрее, и не сдержала своих эмоций; стала ему говорить, что «вы виноваты, что началась война», и что «вы сюда понаехали», и что «война началась из-за вас», — прокомментировал инцидент руководитель управления образования Львовского городского совета Андрей Закалюк.

При этом, несмотря на оскорбления ученика-переселенца, надлежащих мер дисциплинарного взыскания принято не было. Учительница продолжила работать в учебном учреждении.

Отметим, что, судя по информации из СМИ, упомянутый выше случай был не единственный во львовской школе №87. Информационное агентство «Украина.ру» сообщило, что на странице данного заведения есть комментарий относительно ещё одной похожей ситуации, которая касается буллинга ученика-переселенца.(https://ukraina.ru/20230114/1042605014.html) В комментарии говорится, что ребёнка из Харькова оскорбляли одноклассники и его маме пришлось прийти в школу, чтобы сделать замечания и попросить больше не обзывать её сына. Однако тогда никаких дисциплинарных мер со стороны руководства школы принято не было и в результате семья харьковчан была вынуждена переехать из Львова в более гостеприимный город, в котором их ребенок не будет подвергаться буллингу за свой язык или свое происхождение.

Ещё один случай связан со скандально известной Ириной Фарион —  бывшим депутатом Верховной рады Украины. В начале января 2023 года Фарион заявила, что её внук бьет в детском саду русскоговорящих детей. Также экс-нардеп назвала детей беженцев «москворотыми чадами». (https://strana.today/news/420950-farion-pokhvalilas-vnukom-dmitrikom-kotoryj-bet-detej-hovorjashchikh-na-russkom-jazyke.html)

«Почему мой Дмитрик, которому 3,5 года, заходит в детсад, видит какого-то Гришу, который ему говорит «привет» и мой внук должен его учить, с помощью своего маленького кулачка украинскому языку? Потому что ребенок приходит нервный домой и говорит: «бабушка, в садике — москаль!», а бабушка говорит, что «москаля надо уничтожать». И Дмитрик уничтожает москаля, ставит правильное произношение. Все родители, которые сюда приехали со своими москворотыми чадами (вероятно, имеются в виду беженцы из восточных регионов, которые переехали на Западную Украину), должны понимать, что их ребенок должен говорить на государственном языке, чтобы мой ребенок не набирался блох московского языка. Если тебе не нравится это — какие проблемы? Сел на танк с буквой Z или V и гэбанул отсюда!» — высказала свое мнение Фарион.

Подобные заявления вызывают серьезную обеспокоенность, потому что, по сути, являются призывом к совершению насилия в отношении детей, использующих русский язык. Также такие высказывания способствуют порождению ненависти в украинском обществе к вынужденным переселенцам из восточных регионов. Между тем, Статья 161 Уголовного кодекса Украины предусматривает ответственность за умышленные действия, направленные на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды и ненависти, на унижение национальной чести и достоинства или оскорбление чувств граждан в связи с их религиозными убеждениями, а также прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий граждан по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, инвалидности, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.

Что касается дискриминации по признаку происхождения, то 16 января 2023 года стало известно, что украинский мобильный банк Monobank отказывает в открытии счета украинцам, у которых в паспорте, в пометке о месте регистрации указаны восточные области. (https://cxid.info/167303_monobank-otkazyvaet-v-otkrytii-scheta-ukraincam-s-propiskoi-na-vostoke.html)

«Предоставил фото паспорта и идентификационное письмо — отказ. На мой вопрос «почему так?» специалист по технической поддержке затруднился ответить. Это ужасно! Это скрытая дискриминация людей с пропиской Донецкой области!» — пожаловался один из клиентов банка.

Важно отметить, что в соответствии со Статьей 2 Всеобщей декларации о правах человека от 10 декабря 1948 года каждый человек обладает всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

В законодательстве Украины дискриминация запрещена Законом «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации». Под дискриминацией подразумевается ситуация, при которой лицо и/или группа лиц по их признакам: расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, языковых или иных признаках, которые были, являются и могут быть действительными или допущенными, подвергается ограничению в признании, реализации или пользовании правами и свободами. Также в документе сказано, что в соответствии с Конституцией Украины, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Украины все лица независимо от их определенных признаков имеют равные права и свободы, а также равные возможности для их реализации.

Таким образом, приведенные в данном разделе случаи можно считать нарушением прав переселенцев на защиту от дискриминации.

2. Ненадлежащее обеспечение переселенцев работой

Вследствие переезда в другой регион человек лишается не только места жительства, но и места работы. Поэтому обеспечение вынужденных переселенцев трудоустройством является очень важным вопросом. Напомним, что в конце марта 2022 года на Украине стартовала программа трудоустройства переселенцев, в рамках которой государство выплачивало 6,5 тыс. грн. работодателям за каждого трудоустроенного переселенца из пострадавших регионов. В 2023 году эта программа продолжит действовать. Однако, несмотря на эту программу, многие граждане, переехавшие из одной области в другую, так и не смогли найти работу. Более того, на Украине были случаи, когда переселенцам необоснованно отказывали в приеме на работу, что, в частности, является нарушением их права на труд.

К примеру, 13 января 2023 года стало известно, что в компании ROSHEN отказались взять на работу 57-летнюю женщину-переселенку, причем, весьма в грубой форме, указав на ее возраст. (https://telegraf.com.ua/ukraina/2023-01-13/5775365-zastavili-uvolitsya-roshen-ugodil-v-gromkiy-skandal-iz-za-otkaza-v-rabote-pereselenke)  Примечательно, что изначально в компании обещали предоставить женщине трудоустройство при условии, что она уволится с прошлого места работы. Однако после того, как переселенка выполнила то, что от нее требовали, в рабочем месте ей отказали. Стоит добавить, что после переезда в Киев из города, находящегося под контролем России, женщина в течение трех месяцев не смогла трудоустроиться.

В целом, о ненадлежащем обеспечении переселенцев работой свидетельствуют статистические данные Международной организации по миграции (МОМ). В феврале 2023 года, в интервью одного из информационных агентств, заместитель председателя украинского представительства МОМ Стивен Роджерс рассказал, что на сегодняшний день только 34% украинских внутренних переселенцев имеют стабильную работу. Причем, как отмечает Роджерс, большинство из них смогли устроиться на менее квалифицированную работу или с более низким размером зарплаты. (https://ukrrudprom.com/news/Pochti_70_vnutrennih_pereselentsev_v_Ukraine_ne_mogut_nayti_rabotu.html)

Роджерс подчеркнул, что финансовая поддержка «была и является» основной потребностью для украинских переселенцев.

«Вы переместились в другой регион и вам нужно здесь найти работу. Конечно, есть те, кто работает удаленно, но это очень малый процент людей — преимущественно в ИТ или подобных отраслях. Но для большинства работа и деньги — основная потребность», — сказал зампред.

Он добавил, что именно безработица и печаль по дому являются одними из причин для возвращения переселенцев в свой регион. Как свидетельствуют данные МОМ, эти факторы упоминаются чаще украинскими переселенцами, чем безопасность.

«Безопасность обычно не является первоочередной причиной. Прежде всего, люди скучают по дому, они хотят вернуться, они хотят быть со своей семьей, со своими друзьями. Они думают, что, возможно, дома им будет легче найти работу или вернуться на предыдущую работу. Да и вернуться — это дешевле, правда? Пусть без работы, но хотя бы есть где жить, за это не надо платить много денег», — подытожил Роджерс.

Важно отметить, что право на труд гражданам Украины гарантируется рядом международных актов, а также Конституцией Украины.

Основные права и свободы человека, в число которых входят и важнейшие трудовые права, впервые были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В Статье 23 указанного выше документа сказано, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Что касается украинского законодательства, то согласно Статье 43 Конституции, каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. При этом государство должно создавать условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантировать равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализовывать программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями.

3. Ненадлежащая социальная поддержка переселенцев со стороны государства

В начале данного обзора было упомянуто, что гражданам Украины, имеющим статус «временно перемещенного лица», полагается ежемесячная социальная выплата. Однако в последнее время у многих украинских переселенцев возникли проблемы с данным видом помощи – выплаты попросту не приходят.

Так, в феврале 2023 года в офисе омбудсмена Украины сообщили о жалобах внутренних переселенцев на прекращение выплат. (https://www.mk.ru/social/2023/02/14/ukrainskie-vnutrennie-pereselency-pozhalovalis-na-prekrashhenie-vyplat.html) Отмечалось, что только в январе 2023 года в офис было направлено свыше 316 жалоб с просьбой восстановить право на указанные льготы. Также в ведомстве сообщили, что сложившаяся ситуация была обусловлена технической неисправностью в единой информационной системе социальной сферы и обнаружением ошибки в персональных данных получателя.

При этом ранее, 7 января 2023 года, украинский вице-премьер Ирина Верещук призвала переселенцев активнее искать работу и не полагаться только на социальную помощь. Вместе с тем она посоветовала «не ждать возвращения на прежнее место работы». (https://t.me/stranaua/84528)

«Работодателей призываю идти навстречу переселенцам и активнее давать им работу. Переселенцев призываю не ждать, активнее трудоустраиваться», — добавила Верещук.

Следует отметить, что несвоевременные выплаты социальной помощи переселенцам является очень серьёзной проблемой, которая напрямую влияет на финансовое положение таких людей, особенно, если учесть тот факт, что многие из переселенцев не могут найти работу, о чем уже было сказано выше в данном обзоре.

Другой случай связан с действиями украинских властей, которые привели к прекращению оказания помощи вынужденным переселенцам. В частности, в декабре прошлого года Синод Украинской православной церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) записал обращение к президенту Украины Владимиру Зеленскому. В заявлении было сказано, что из-за преследований УПЦ МП со стороны государства заблокирована деятельность целых епархий, охватывающих десятки тысяч верующих и оказывающих масштабную социально-гуманитарную помощь вынужденным переселенцам и многим другим нуждающимся слоям населения. (https://t.me/stranaua/81500)

4. Ненадлежащее обеспечение эвакуации населения из зоны боевых действий

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда власти Украины пренебрегали безопасностью своих граждан и вовремя не организовывали эвакуацию населения из зоны боевых действий. Данное явление было заметным еще весной прошлого года. Например, тогда в сети Интернет появился видеоролик, на котором было видно, что в Чернигове неизвестные лица в черной форме не позволяют мирным людям выехать из города. Неизвестные люди блокировали движение и разворачивали колонну обратно в город. (https://punkt-a.info/news/glavnoe/ukrainskaya-storona-ne-daet-evakuirovatsya-mirnym-zhitelyam-video) Позже, в августе 2022 года, международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад, в котором было сказано, что за несколько месяцев работы на Донбассе, а также в Николаевской и Харьковской областях сотрудники организации не задокументировали ни одного случая, когда украинские военные просили или помогали мирным жителям эвакуироваться. (https://www.amnesty.org.uk/press-releases/ukraine-military-endangering-civilians-locating-forces-residential-areas-new) Сейчас данная негативная тенденция продолжается.

Так, 18 февраля 2023 года информационное агентство «Украина.ру» разместило в своем Telegram-канале сообщение о том, что несмотря на возможные наступления вооруженных сил (ВС) России на Сумском, Черниговском, Харьковском и Запорожском направлениях, проживающих на этих территориях людей украинские власти не эвакуируют. (https://t.me/ukraina_ru/133223)

«Люди, проживающие на этих территориях, могут и сами видеть признаки того, как ВСУ (вооруженные силы Украины) готовят эти города и направления к обороне. Минируется местность, возводятся укрепления, идут колонны военных и автобусы с наемниками. Украинское командование располагает хорошими разведданными с американских спутников, обработанными опытными аналитическими центрами. Но официальный Киев не объявляет эвакуацию населения. Потому что укрепрайоны строятся в городах и мирное население станет в очередной раз «живым щитом». Эвакуацию в Купянске объявили после того, как ВС России подошли к городу на 7-10 км», — говорится в сообщении.

Между тем, международное гуманитарное право требует, чтобы все стороны в конфликте в максимально возможной степени избегали размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи них. Другие обязательства по защите гражданских лиц от последствий нападений включают эвакуацию гражданских лиц с территорий вблизи военных объектов, а также эффективное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население.

Следует отметить, что на Украине также были случаи проведения принудительно выборочной эвакуации. Так, 21 февраля 2023 года временно исполняющий обязанности губернатора находящейся под контролем России Херсонской области Владимир Сальдо заявил, что ВСУ принудительно эвакуируют из Херсона в западные регионы Украины врачей. (https://tass.ru/politika/17107503)  При этом на мужчин эвакуация не распространяется.

«Ситуация в Херсоне следующая: проводят принудительную, подчеркиваю, эвакуацию украинские военные. Проводят ее в первую очередь против <…> врачей, пытаются выгнать на Западную Украину, <…> пытаются мобилизовать ребят, которые не хотят воевать», — сказал Сальдо.

К отдельным случаям следует отнести факты, когда ВСУ препятствовали эвакуации беженцев из зоны боевых действий, что, в частности, является грубым нарушением как базовых прав человека, так и международного гуманитарного права.

Так, 14 января 2023 года информационное агентство «РИА Новости» выпустило материал, в котором говорится, что украинские войска наносили удары фосфорными боеприпасами по гуманитарным конвоям, вывозившим беженцев из Соледара. (https://ria.ru/20230114/soledar-1844832005.html)

«Мы, когда выезжали, нас забрасывали фосфором. Магний, фосфор. Квадрокоптер летает, они их «птичками» называли. Они и по мирным их применяли, и по военным», — рассказали информагентству очевидцы.

Об ещё одном таком случае сообщило информационное агентство RT. (https://t.me/rt_russian/143518)  В статье от 18 января 2023 года сказано, что беженцы из Артёмовска (Бахмута) и его окрестностей были вынуждены эвакуироваться под обстрелами со стороны ВСУ.

«Мы только вышли из дома — сразу под обстрел… Пришлось упасть на асфальт, потом ползком ползли. Расстояние где-то метров 400—300 мы преодолевали в течение всего светового дня в разных подвалах, сараях», — вспоминает мужчина.

Кроме того, беженцы сообщили информагентству о том, что последние месяцы в городе и окрестностях были тяжёлыми, а позиции украинских военных находились вплотную к домам местных жителей.

5. Влияние закона о нацменьшинствах на ситуацию с правами русскоговорящих переселенцев

Затрагивая тему о правах переселенцев, нельзя обойти стороной и закон о национальных меньшинствах, который президент Украины Владимир Зеленский подписал 30 декабря 2022 года и который серьезно нарушает права русскоговорящих граждан Украины, включая тех, которые были вынуждены переехать из одного региона в другой в связи с боевыми действиями. (https://itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/Card/40892)

Согласно закону, на Украине вводятся новые ограничения на период военного положения для этнических русских. В частности, речь идет об ограничении прав на мирные собрания, получение финансирования, создание совещательных органов при местных администрациях и участие в международной деятельности. 

Таким образом, вышеуказанный закон нарушает сразу несколько прав русскоговорящих жителей Украины. Это права на мирные собрания и ассоциации, и на участие в управлении своей страной, которые гарантируются Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года.

При этом особую обеспокоенность вызывает ограничение прав на мирные собрания. В данном обзоре приведены случаи, когда права русскоговорящих переселенцев были нарушены. Однако из-за запрета на организацию мирных собраний такие люди фактически лишены возможности донести наличие факта ущемления их прав до представителей государственных органов страны. И хотя данные ограничения введены на период действия военного положения, нет никаких гарантий, что после его окончания их отменят. Наоборот, учитывая проводимую властями Украины политику русофобии, есть все предпосылки к тому, что данные ограничения останутся.

Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя указанный закон, назвала документ циничным глумлением над правами нацменьшинств. (https://ria.ru/20221226/zakharova-1841529366.html)

«Внимательно изучили принятый 13 декабря Верховной Радой во втором и окончательном чтении закон «О национальных меньшинствах (сообществах) Украины» и считаем своим долгом привлечь внимание международного сообщества к циничному глумлению украинских законодателей над правами нацменьшинств в нарушение всех имеющихся обязательств этой страны в рамках профильных организаций», — отметила Мария Захарова.

Представитель МИД России особо выделила положения закона, которые ограничивают права этнических русских.

«Именно так выглядят сегрегация и явные проявления нацизма, которые на Украине пытаются закрепить на законодательном уровне. На это, однако, не обращают внимание международные и европейские правозащитные организации, которые закрывают глаза на любые ущемления прав человека, если речь идет об этнических русских. Так проявляется русофобия, о которой мы непрестанно говорим на протяжении длительного времени. К сожалению, ситуация сегодня такова, что бесполезно призывать международные организации делать внушение Киеву и требовать от него выполнения своих правочеловеческих обязательств», — резюмировалаЗахарова.

Хотелось бы добавить, что новый закон о национальных меньшинствах, подписанный президентом Зеленским 30 декабря, никаких дополнительных прав в сфере языка для русскоязычной части населения не принес. В документе прямо говорится, что государство гарантирует свободное использование языков нацменьшинств в частном порядке и в публичной сфере «в границах законодательства». То есть, права русскоязычных жителей Украины, как и других нацменьшинств, на использование своего языка, будут и дальше ограничиваться Законом «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», Законом «Об образовании» и прочими актами.

Вывод

На основании приведенных в обзоре фактов и случаев можно констатировать, что права переселенцев на Украине действительно нарушаются. В частности, права на защиту от дискриминации, на использование родного языка, на труд, на социальное обеспечение и другие.

В условиях, когда граждане нуждаются в финансовой поддержке со стороны государства, соответствующие выплаты задерживаются, а нуждающимся рекомендуется искать работу. В условиях, когда граждане не могут самостоятельно найти работу из-за резкой смены места жительства, украинские власти полагаются на программу трудоустройства, которая с марта 2022 года так и не принесла значительного результата. Все это свидетельствует о ненадлежащей поддержке переселенцев и, соответственно, нарушении их прав.

Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что в некоторых случаях власти Украины с халатностью относятся к вопросам эвакуации населения, а также позволяют ВСУ препятствовать эвакуации, организованной российской стороной. Разумеется, такие действия со стороны украинских властей нарушают как права беженцев, так и международное гуманитарное право. Причем, если ранее международные организации, в частности, Amnesty International, реагировали на данную ситуацию, то сейчас реакции международных структур не наблюдается, что также не может не беспокоить.

При этом важно понимать, что на Украине реальное количество случаев нарушения прав переселенцев, как и человека в целом, будет гораздо больше, чем в данном обзоре, потому что не все они предаются огласке. Однозначно можно сказать, что ситуация с соблюдением прав человека на Украине требует улучшения, но без участия непредвзятых и независимых международных организаций и структур это улучшение не произойдет. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *