ФГЭС

На Украине прошли мероприятия в рамках культурно-гуманитарного проекта «Наш Гоголь»

Home »  Новости »  На Украине прошли мероприятия в рамках культурно-гуманитарного проекта «Наш Гоголь»

На Украине прошли мероприятия в рамках культурно-гуманитарного проекта «Наш Гоголь»

On 19 мая, 2017, Posted by , In Новости, With No Comments
12–14 мая в Полтавской области  прошли мероприятия в рамках культурно-гуманитарного проекта «Наш Гоголь». Проект был организован общественной организацией «Объединение соотечественников «Мирные инициативы – развитие»» при поддержке фонда «Русский мир».

Возложение цветов к памятнику Н. В. Гоголю в селе Гоголево
Более 70 студентов и представителей молодёжных общественных организаций посетили места, связанные с жизнью и творчеством классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя, а также узнали много интересного о нём в рамках пленарных и секционных заседаний тематических чтений.
Начались мероприятия проекта с экскурсионного знакомства с городом Миргород. После посещения знаменитого курорта, участники проекта прошлись по аллее гоголевских героев. Скульптуры хорошо известных и узнаваемых персонажей создали к празднованию 200-й годовщины со дня рождения Николая Васильевича.
Герои гоголевских повестей «расселись» на набережной Миргородской лужи. Во времена Гоголя она действительно была похожа на лужу, а сейчас это красивое озеро, где летом живут лебеди.
Аллея гоголевских героев на набережной Миргородской лужи
Здесь есть свинья, которая забежала в суд, выхватила иск Ивана Никифоровича и убежала. Далее на набережной стоит на колене Вакула, предлагая своей любимой Оксане царицыны туфли с самого «Петембургу». Немного дальше на скамье сидит Хлестаков, которого перепутали с ревизором. Рядом стоят Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, а под ногами у них сидят гусь и свинья. А недалеко казак Пацюк гипнотизирует вареники. И у ведьмы Солохи сидит в мешке господин председатель. В завершение экскурсии участники проекта возложили цветы к памятнику Гоголю.
Продолжились мероприятия тематическими чтениями, первое пленарное заседание которых было посвящено значению творчества Н. В. Гоголя. Местный историк и краевед Алина Синицына рассказала слушателям, что город Миргород Николай Гоголь прославил в одноименном сборнике, в который входят повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Она отметила, что повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине.
Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьёзным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение началось ещё в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырёх лет. Гоголь задумывает многотомную историю и географию Украины, делает наброски, собирает материалы к этому труду.
На следующий день участники мероприятий отправились в село Гоголево (ранее – Васильевка) Шишакского района. Здесь расположен музей-заповедник Н. В. Гоголя. Участники проекта возложили цветы к памятнику писателя, после чего посетили семейную усадьбу Гоголей-Яновских, флигель с его рабочим кабинетом, прогулялись по саду и около пруда, осмотрели грот, а также посетили могилу родителей.
Здесь в Васильевке и прошли беззаботные детские и юношеские годы Николая Гоголя. Уже будучи взрослым и находясь вдали от родительского дома, Николай Васильевич никогда не забывал о матери. Он постоянно переписывался с ней. Отсюда она присылала ему многочисленные материалы о народных поверьях, обычаях, быте, использовавшихся писателем в его произведениях. Сюда он приезжал отдыхать от суеты столицы, здесь работал над многими своими произведениями. Васильевка и близлежащие хутора, а вместе с ними и их жители стали прототипами многих гоголевских героев.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны в 1943 году село было почти полностью уничтожено. Была сожжена при отступлении гитлеровцев и усадьба. Но она была восстановлена и открыта в качестве музея к 175-летию со дня рождения писателя в 1984 году.
После возвращения из родного села писателя чтения были продолжены: прошло пленарное заседание на тему «Сохранение памяти о Н. В. Гоголе». Завершился день работой в секциях «Истоки творчества Гоголя», «Гоголь как историк», «Гоголь и современность», в ходе которых участники проекта более детально ознакомились с различными аспектами творчества Гоголя.
В завершающий день состоялось подведение итогов слушаний. В своём выступлении сотрудник представительства Россотрудничества на Украине Александр Прокопенко отметил, что сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский, – споры об этом вели его друзья и потомки. Сам же писатель склонялся к умеренному панславизму и синтезу славянских культур.
Очень показательным в этом плане является его ответ, написанный в 1844 году на вопрос Александры Осиповны Смирновой: «Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».
Участники проекта в музее Н. В. Гоголя в селе Великие Сорочинцы
После завершения чтений участники посетили село Великие Сорочинцы, где побывали в музее Н. В. Гоголя.
Мать Гоголя, Мария Ивановна, приехала в Сорочинцы из родового имения в Васильевке под наблюдение своего домашнего врача Михаила Яковлевича Трохимовского, который, выйдя в отставку, жил в Сорочинцах. Здесь в доме доктора Трохимовского 20 марта (1 апреля) родился Никоша – так ласково называли его в семье. В Великих Сорочинцах в 1929 г. был открыт литературно-мемориальный музей Н. В. Гоголя.
В годы Великой Отечественной войны в Сорочинцы ворвались фашисты. Они разорили музей, стреляли в бюсты и в портрет Гоголя. Фашисты сожгли редчайшие издания произведений писателя, вещи, мебель, принадлежавшую ему. Новое здание музея было сооружено в 1951 году. Со времени открытия в нем побывали сотни тысяч посетителей.
Большое впечатление на участников проекта произвело посещение Спасо-Преображенской церкви в Великих Сорочинцах. Церковь начала XVIII века была построена гетманом Даниилом Апостолом, который в ней и похоронен. В храме сохранился уникальный деревянный резной иконостас, в нём семь ярусов, его размеры 17 на 20 м, и он содержит более сотни икон. В 1809 году в Спасо-Преображенской церкви крестили будущего великого писателя Николая Гоголя.
Участники проекта у Спасо-Преображенской церкви 
Подводя итоги проекта, руководитель общественной организацией «Мирные инициативы – развитие» Евгений Бакланов процитировал одно из воспоминаний современников о Гоголе. Так в переданном со слов Г. П. Данилевского споре писателя с О. М. Бодянским о русском языке и творчестве Тараса Шевченко было отражено предположительное понимание поздним Гоголем особенностей русско-украинских отношений. «Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племён. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров… Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс – это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой невозможно».
Источник: ФРМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *